Меню сайта

Виды медиации в школе

1. Медиация в школе, ориентированная на решение проблем, — предполагает сосредоточенность на интересах людей. Медиатор в рамках данного подхода вначале предлагает сторонам высказать свои позиции, а уже потом помогает им осознать, что у обеих сторон есть общие потребности и интересы.

2. Трансформативная — данный подход основан на способности медиации производить трансформативное воздействие, полезное для участников школьного конфликта. Но достичь такого эффекта можно лишь при условии, что медиатор использует практические методы, которые дают участникам возможность почувствовать свою силу и признать чувства другой стороны. Признание своей силы и степени влияния на процесс активизирует самоопределение и независимость сторон, повышает их способность ясно видеть ситуацию и принимать решения автономно. Признание подразумевает, что стороны в состоянии понять эмоции и точки зрения оппонента и пойти навстречу друг другу в удовлетворении потребностей. Все это помогает участникам достичь взаимопонимания, способствует более чуткому отношению к разным потребностям.

3. Нарративная — основана на убеждении в том, что медиаторы и участники школьного конфликта оказывают влияние друг на друга в ходе диалога, т. е. сама процедура выглядит как процесс, участники которого излагают свой взгляд на происходящее. Медиатор помогает сторонам создать историю, где события, создавшие конфликтную ситуацию, выглядели бы иначе. В такое повествование были бы включены факты и истории, которые прежде оставались вне поля зрения конфликтующих и могли кардинально изменить отношение участников к произошедшему. Принципы, на которых строится нарративная медиация в школе, в основе своей фокусируются на идее о том, что важны не столько сами события, сколько то, как о них рассказывают люди или группы людей.

4. Экосистемная, или семейно­ориентированная медиация в школе, — используется в основном для урегулирования семейных конфликтов. Основная задача — помощь семьям в адаптации к грядущим переменам, сохранении нормальных отношений с детьми. В основе подхода — теория систем, которая позволяет понять различные семейные структуры, отношения и модели поведения и помочь в восстановлении нарушенных отношений. Исследование взаимодействий и моделей общения позволяет медиатору помочь сторонам избежать упрощенного причинно­следственного понимания проблемы, которое способствует «тоннельному зрению» и обмену обвинениями. Если рассматривать противостояние с системной точки зрения, выясняется, что действия каждого члена семьи, включая детей, влияют на реакции и действия других членов семьи. Следовательно, если цель медиации в школе — нахождение решения проблемы, которое действительно сработает на практике, невозможно работать только со взрослыми, не принимая во внимание потребности, чувства и реакции их детей. Ведь вполне возможно, что дети найдут способ помешать реализации достигнутых договоренностей, которые совершенно не соответствуют их желаниям и потребностям.

5. Медиация в школе, основанная на понимании, — предполагает разрешение спора посредством понимания, т. к. более глубокое понимание сторонами их собственных перспектив, приоритетов и интересов, как и перспектив, приоритетов и интересов всех других сторон, делает их способными совместными усилиями преодолеть возникший между ними конфликт. Данный вид примирения предполагает, что именно сами участники, а не профессионалы, наиболее полно представляют себе суть спора и имеют наилучшие возможности найти решение.

6. Восстановительная медиация в школе — разрабатывалась как самостоятельный вид именно в России, поэтому она учитывает специфику нашего общества. Направлена на создание условий для диалога, в процессе которого ответственность за принятые решения лежит на сторонах столкновения, в результате чего происходит заглаживание вреда и восстановление отношений, внутриличностных статусов участников школьного конфликта. Основная задача медиатора — не помирить стороны, а создать такие условия, в которых они смогут сами прийти к важному восстановительному эффекту примирения и заключению договора. Восстановительный медиатор обучен работать с отказами, неготовностью людей принимать на себя ответственность, отсутствием запроса на его работу (особенно с семьями и детьми в «трудной жизненной ситуации»).

7. Оценочная — предполагает, что медиатор влияет на процесс медиации в школе, оценивая происходящее, а при определенных обстоятельствах и оказывает влияние на результат диалога, при необходимости предлагая свои варианты разрешения конфликта